В Москве, в Восточном округе, на «Преображенке», живет одна
удивительно красивая и талантливая супружеская пара — Валентина и Дмитрий Белинские. В далеком 1973
году
Валентина Соболева-Белинская создала первый струнный квартет русских народных инструментов «Сказ», который вышел на эстраду нашей страны как самостоятельный сольный коллектив. Квартет, который полностью перевернул представление о русских народных музыкальных инструментах и стал основоположником ансамблевого народно - инструментального эстрадного исполнительства в России.
Валентина, организатор и руководитель, домра-прима, солист. Ее муж Дмитрий — балалайка – прима, директор коллектива. Известность и
звания к этому творческому коллективу пришли давно, но только самим
артистам, да Господу Богу известно, через
какие тернии им пришлось пройти. Этих удивительно красивых, талантливых и
мужественных музыкантов знает весь мир,
о них пишут за рубежом, пора и нам, преображенцам,
познакомиться поближе со своими уникальными земляками.
Валентина работала в
оркестре, который аккомпанировал полусамодеятельным хореографическим
коллективам и хорам. Вскоре эта рутина надоела, захотелось чего-то большего. И тогда
она сагитировала троих
музыкантов уйти из оркестра и создать свой квартет.
Уходили с жутким скандалом и в никуда. Но за спиной появились такие крылья, такое ощущение полета,
свободы! Правда, пришлось
помыкаться. Ходили по разным организациям, и везде им предлагали свои варианты,
которые сводились к одному — взять несколько солистов и аккомпанировать им. Но музыканты не для того
создавали свой квартет. Аккомпанирующих составов в то время было много. От таких «хождений по мукам» Валентине пришла в голову отчаянная мысль:
написать письмо в посольство США. Шел 1975-й год. В то время и
смотреть-то в сторону американцев было опасно. Не то, что вступать в
переписку. Свекровь Валентины начала уже «сушить сухари». Но деваться было некуда. В
такие тиски зажали молодой квартет, что дышать невозможно.
Лодзь, Польша. Ноябрь
1999 г. |
Однако восхождение на Олимп все же
началось. Не дождавшись ответа из американского посольства, музыканты пошли в редакцию
газеты «Культура». Попали к М.А. Игнатьевой. Она прониклась идеей, и музыканты
провели там шефский концерт для сотрудников. Всем очень понравилось, и тут же в
«Культуре» появилась первая статья о квартете, она называлась «Первый
сказ о Сказе». На следующий день последовал звонок из американского посольства. Теперь им предлагали буквально «золотые горы». Но после выхода этой
статьи в музыкантах что-то переменилось. Они
почувствовали, что нужны дома. Американскому посольству сказали: «Нет, извините за беспокойство, у нас все наладилось». И никогда не пожалели
о своем решении. На протяжении всех последних лет квартет не раз мог остаться не
только в Америке, но и в самых разных странах Западной Европы. Патриотизм это или нет, но
Валентина любит свой дом, друзей и близких. А там что делать? Она понимала: корни все равно
останутся здесь. Чтобы уехать просто так,
надо от природы быть космополитом. Другое
дело, если тебе не дают жить, творить, как эмигрантам первой волны. А сейчас для творческого человека в
России свободы хватает. Не случайно
многие иностранцы, приехав поработать,
в Россию, остаются здесь, женятся. Сколько таких Валентина видела даже на Дальнем Востоке, где нет
никакой цивилизации. Очаровываются красотами тайги и забывают про комфорт. После успешного
концерта в редакции «Культура» музыканты обратились в Москонцерт, в филармонический отдел. В то время туда брали только лауреатов международных
конкурсов или заслуженных артистов. Но они были молоды, и им все было нипочем. И снова повезло. Отделом руководил
виолончелист Яков Моисеевич
Смолянский. У квартета к тому времени было сделано 3-4 пьесы.
Играли по нотам. От волнения пульты «полетели»
во все стороны, кто-то чего-то забыл. Но Яков Моисеевич сумел разглядеть творческое зерно квартета и,
можно сказать, не глядя, взял их в
свой отдел и начал с ними работать. Доставалось
от мэтра немало. Валентина в то время училась, на руках маленькая дочка, которую не с кем оставить
и приходилось брать то на репетиции,
то на гастроли. А тут еще Яков Моисеевич
вызывает на дополнительные занятия, пальчики ставить. Он удивительный был фанат. В общем, замучил молодых музыкантов. Но сейчас Валентина ему за все очень
благодарна. «После выхода на
эстраду решили придумать квартету название, ведь он состоит прежде всего из людей, а не из их инструментов, — рассказывает Валентина, — в те времена всего несколько музыкальных
коллективов имели свои имена — «Песняры»,
«Аккорд» и т.д. Квартет народных инструментов на эстраду вышел впервые. До них
выступали только отдельные солисты-балалаечники. Ансамбли же работали перед сеансами в кинотеатрах, в ресторанах да клубах. Я
дала всем задание придумать слово из четырех букв. Думали долго, но, увы...» И вот гастроли на
Урале, в Магнитогорске. После первого же концерта за кулисы приходит один из
слушателей. Валентина на него посмотрела, и сразу же у нее мелькнула мысль: «Бажов в гости
пришел». Такое потрясающее сходство с этим великим сказочником. Больше всего
поразили его глаза — ясные и синее, как небо. Волосы белые, взгляд молодой,
свет из глаз просто струится,
а самому — лет под 80. И он говорит: «Ребята,
как вы играете! Словно сказы сказываете». «Боже, — подумала, Валентина. — Да он же нас окрестил». Это
судьба... «А дальше у нас
появились аранжировщики и композиторы, — вспоминает Соболева-Белинская, — самую
большую роль
в судьбе квартета сыграл композитор Иосиф Аркадьевич Тамарин». Но он не сам пришел. Валентина
его уговорила. Он тогда преподавал в
областном музыкальном училище джаз и
писал джазовые пьесы. Однажды на отчетном концерте Валентина услышала их в
исполнении джазового оркестра и была
потрясена. После концерта, набравшись смелости, подошла к Тамарину и стала уговаривать написать
что-нибудь для своего квартета. Тот
сначала категорически отказывался: «Я джазовый композитор, а балалайку терпеть
не могу». Но она уговорила его хотя бы прийти к ним и послушать. Пришел,
послушал, остался. А вскоре принес и свою первую пьесу. Она была настолько гениальна, как будто ее писал композитор - народник.
Хотя, даже народник бы так не написал. В общем, репертуар «Сказа» стал очень быстро пополняться оригинальными пьесами и аранжировками Тамарина.Кроме него, с квартетом работал очень
талантливый композитор Сергей
Рыков, который жил недалеко от Белинских в Измайлове. За свою короткую жизнь
Сергей написал много замечательных произведений для самых разных исполнителей.
Например, для Вилли Токарева — музыку к песне «Заходи ко мне на огонек», для
«Песняров» — ряд вступлений, исполняемых на баяне, для оркестра Гараняна — аранжировку
песен Высоцкого «Кони привередливые», «Скалолазка». Всех и не перечислишь.
Сергей Рыков был потрясающе талантливый композитор. Человек чистейшей души. Он
мог в три часа ночи позвонить Дмитрию и Валентине и сказать: «Послушайте, какую я музыку сочинил». Белинские хорошо
помнят свои первые гастроли. Это была Румыния. Они ездили по линии ЦК комсомола. Там
праздновали какой-то молодежный юбилей.
И еще они никогда не
забудут поездку в Чечню. Квартет дал согласие сразу же, не раздумывая.
Выступали в самых горячих точках, там, где не ступала нога артиста. Вместо сцены
был кузов грузовика.
Открытая площадка, а рядом, в горах, боевики. Опасные гастроли. Но
страшно не было. Ранее «Сказ» уже выступал в горячих точках Афганистана, но там все
было по-другому. Знакомые были удивлены таким решением. Не поддержал никто. Все только
восклицали: «Вы что, ненормальные? Куда лезете? Зачем?» Квартет пробыл там
три дня, но столько впечатлений! Выступали в
Новогрозненске, Шатое, Борзое, Шали. От одной «эстрадно - боевой площадки» до другой добирались на вертолетах. Как их принимали! В Новогрозненске концерт проходил почти в чистом поле.
Разведчики подарили Валентине такой огромный букет ромашек, что они с мужем вдвоем едва его донесли. После этих гастролей осталось впечатление, что там собрались самые мужественные и чистые люди, цвет нации. Конечно,бывают исключения, попадаются и
отбросы. Но они не задерживаются или сами уходят, или их выгоняют с позором.
«Когда мы уезжали, солдаты и офицеры писали письма своим родным
и близким
и телефоны на клочках бумаги, — вспоминает Валентина, — просили им
сообщить, что живы». Очень тепло
принимают квартет зрители. Они неоднократно были на гастролях в Польше. «В 2000 году
поляки вручили нам медаль Адама Мицкевича и Александра Пушкина и диплом, — продолжает
рассказывать Валентина, — это очень почетная награда. Ее вручают только полякам».
Музыканты из «Сказа» стали первыми иностранцами, удостоившимися такой высокой чести. А вот во время последних гастролей,
поляки обратились к ним с просьбой прислать
им репертуар квартета (издано шесть сборников). Они создали у себя аналогичный
квартет. Похожие музыкальные
коллективы появились во Франции и в Америке. Иногда в зарубежных
гастролях они ощущали себя немного дипломатами.
Все долго вспоминали концерт в Кракове, в консульстве. В программе квартета есть
гопак Хачатуряна из балета
«Гаяне». Музыканты не планировали его играть, но чутье подсказало, что надо это произведение исполнить. И тогда Валентина объявила: «Сейчас прозвучит для вас
украинский гопак из балета «Гаяне» армянского композитора Арама Хачатуряна в
исполнении русского квартета «Сказ» на польской территории». Вот такой двойной квартет получился. Как потом им рассказывали
сами работники консульства, этот концерт сравнивали с несколькими дипломатическими приемами. «Во время зарубежных
гастролей были незабываемые эпизоды, — вспоминает Соболева-Белинская, ~ в Бразилии к нам за кулисы пришел «король
футбола» Пеле. Ему так понравилась игра, что он долго жал всем нам руки, выражая
свое восхищение». Валентина подумала тогда, что сочетание мелодично - романтических звуков затрагивает
самые тонкие струны души человека, независимо от его национальности. Кстати, по
наблюдениям самих музыкантов больше всего балалайка волнует немцев.
В 2003 году «Сказу»
исполнилось 30 лет. Юбилейный год он выступал с концертами на самых престижных
сценах России. А в декабре — в Оружейной палате Московского Кремля.Валентина
Соболева-Белинская, талантливая и очаровательная женщина. В чем секрет ее молодости?
В искусстве, гармонии с собой, любви и обожании мужа? Наверное, во всем понемногу.
Из
досье квартета. Русский концертный квартет «СКАЗ» основан
в 1973 году. Артисты неоднократно выступали
на сценах Кремлевского Дворца Съездов,
Большого театра, в зале имени П.И. Чайковского, в залах Московской Государственной консерватории и
др. В 1985 году квартету было присвоено звание Лауреата премии Ленинского комсомола. Коллектив также имеет дипломы
Королевства Непал (1986 г.), Академии военно-морского флота Венесуэлы (1986 г.) и другие. С 1987 года квартет
«Сказ», являясь членом Международного союза музыкальных деятелей, активно
концертирует и занимается популяризацией русской народной и классической
музыки. Квартет выступал в
странах Европы, Юго-Восточной Азии, Северной
и Южной Америки, Африки, принимал участие в международных фестивалях и
выставках в Дании, Норвегии, Голландии, Швейцарии, США, ЮАР. «Сказ» —
автор многих фондовых записей на радио и
телевидении и семи сольных пластинок и компакт-диска,
выпущенного в Голландии. В 1994 году в Будапеште квартет записал музыку к
кинофильму «Екатерина Великая»
(производство США - Германия) совместно со сводным симфоническим
оркестром исполнителей из Германии, США, Венгрии.
В 1995-м — музыку к фильму «Индиана Джонс и Лев Толстой».
В составе ансамбля —
профессиональные музыканты: художественный руководитель ансамбля Валентина
Соболева-Белинская (домра-прима, вокал) — заслуженная артистка России, почетный член
Международного музыкального союза имени П.И. Чайковского (г. Калькутта, Индия),
почетный гражданин города Нью-Орлеана,
США; заслуженный артист России, президент Российского Клуба музыкантов –
народников Дмитрий Белинский (балалайка-прима, директор); лауреат международного конкурса Андрей Тарасов (домра-альт), лауреат международного конкурса Анатолий Прохоров (балалайка-бас)