БАЛАЛАЙКА -
Уважаемые коллеги, эту статью можно брать в основу для доклада о Балалайке. |
Шутка - Joke (!) |
Русский "Страдивари" |
Квартет СКАЗ в Кремлёвском Дворце Quartet SKAZ in the Kremlin Palace |
Афиша Российского Клуба музыкантов - народников! Концерты народных ансамблей, балалаечников, домристов, баянистов, гитаристов, певцов... |
Дмитрий Белинский, Иосиф Тамарин. БАЛАЛАЙКА Водевиль |
Квартет СКАЗ, 35 - летний юбилей ансамбля !
Праздник прошёл, посмотреть можно здесь - www.ju.skaz1.com КВАРТЕТ СКАЗ СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ ! 28 апреля (нач. в 19 час.), Московский Международный Дом Музыки, тел. ММДМ (495) 730-10-11 с 9.00 до 20.00 еж. Большой сборный концерт в честь 35-летнего юбилея Квартета СКАЗ, художественный руководитель Квартета заслуженная артистка России, Почётный гражданин города Новый Орлеан ( США ), обладатель международной музыкальной награды "Золотая звезда" ( New - York, USA 2008 ) Валентина Соболева-Белинская ( домра, вокал ) Обещали быть: Квартет СКАЗ, Ricardo Araujo (португальская гитара) и Renato Araujo (классическая гитара) - г.Сан-Пауло, Бразилия, Леонид Серебренников, Евгений Дога, Герард Васильев и Жанна Жердер, Борис Львович, Александр Цыганков и Инна Шевченко, Московский мужской академический камерный хор Валерия Рыбина, Владимир Руднев, Сергей Дитятев, Геннадий Каменный, Евгений Поликанин, Владимир Кирсанов, фолк-артель "Слобода", группа "Россы", ансамбль московской милиции "Горница", сводный хор детской музыкальной школы им. А.И. Хачатуряна и Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке, рук. Н. Кузнецова |
---|
Никто точно не знает, когда
появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней
найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа
в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об
аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и
стрельцов, стоящих на карауле бранили». Балалайка, более чем любой другой
инструмент способная передать характер русской народной песни, стала
неизменным спутником празднеств, гуляний, свадеб, Ее быстро растущая
популярность способствовала выдвижению из среды русских музыкантов
настоящих мастеров балалаечного
исполнительства.
Одними из первых были выдающийся скрипач И.
Е. Хандошкин и придворный музыкант, бас Петербургской оперы
Лавровский...
Очень любили слушать балалайку Пушкин, Лермонтов,
Варламов, Гурилев, Чайковский, Римский-Корсаков, Толстой и
Горький...
Однажды к Льву Толстому в Ясную Поляну приехал известный
балалаечник Борис Трояновский, у них состоялась интересная беседа,
записанная секретарем писателя Д. П. Маковицким:
«...В перерывах,
между игрой, вели беседы, Лев Николаевич говорил, что есть преимущества
скрипки и голоса и есть преимущества балалайки. В скрипке
и голосе — тон, главное попасть в самую точку тона; в балалайке — техника
и ритм. Потом Лев Николаевич заметил Трояновскому, что в его переложениях
русских песен на балалайку - например, «Барыни» - есть изменение темпа, а
этим нарушается характер. На это сыграли ещё раз «Пивную ягоду». Когда
играли «Светит месяц», Лев Николаевич сиял улыбкой...».
С 1886 года
балалайка появляется на сцене: первым выступил с ней молодой русский
дворянин Василий Андреев. До
Андреева никто не обращал внимания на то, что такой музыкальный
народ, как русский, не имеет в обиходе народных музыкальных инструментов.
Андреев создаёт «Кружок любителей игры на
балалайке». После удачного выступления, с 1888 года
начинается творческая деятельность этого коллектива, немногим позже
преобразованного в балалаечный оркестр. В 1889 году Андреевские
балалаечники появляются на Всемирной выставке в Париже.
Триумф их был необычайным. «Не успели закончиться первые выступления, а в
фешенебельных магазинах Парижа появились новые модные духи «Светит месяц»
дамское туалетное мыло «Под яблонькой». Даже остроносые Андреевские галоши
стали предметом парижской моды...»
После одного из концертов А.
Глазунов пишет большое произведение, посвященное оркестру В. В. Андреева,
тем самым, рассеивая предрассудки об ограниченных возможностях его
программы. Любил исполнять песни в сопровождении оркестра Федор Иванович
Шаляпин. Его первое знакомство с Василием Васильевичем, состоявшееся в
Нижнем Новгороде, переросло со временем в тесную дружбу.
Неутомимый пропагандист замечательного русского
народного инструмента балалайки, Василий Андреев постоянно её
усовершенствует. Он знакомится с музыкальным мастером С. И. Налимовым, и на протяжении
многих лет они работают вместе.
В 1902 году на Парижской выставке и на
петербургской выставке «Музыкальный мир» 1906—1907 гг., инструменты,
сделанные С. И. Налимовым по чертежам и эскизам Андреева, получили
Большие золотые медали.
С образованием Великорусского оркестра,
воспринятого как чисто русское явление, связаны гастрольные поездки 1892
года во Францию, Германию, Англию, Америку. Результатом поездок были
десятки новых оркестров, созданных в этих странах. В США даже появилось
«Акционерное общество эксплуатации балалаек и
гуслей».
В день 25-летнего юбилея оркестра в
приветственной речи Ф. И. Шаляпин, обращаясь к Андрееву, сказал: «Ты
пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку - балалайку. От твоей
заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей
красотой весь мир...».
Балалайка проникла в самую толщу народных масс.
Кроме Андреева, появилось много превосходных исполнителей на балалайке,
создавались оркестры народных инструментов.
Осенью 1918 года он
предпринял большую поездку со своим коллективом, переименованным в «Первый
народный оркестр», по Северному и Восточному фронтам гражданской войны.
Выступал и перед легендарными чзпаевцами. Но эта поездка была для Андреева
последней: он сильно простудился и в ночь на 26 декабря 1918 года
скончался.
Дело, начатое Андреевым, было поддержано, приобрело
всенародное значение. Многие фабрики, специальные мастерские, мастера -
умельцы, выпускают усовершенствованные Андреевым и Налимовым музыкальные
народные инструменты, композиторы пишут произведения для балалайки, домры,
созданы многочисленные ансамбли и оркестры...
Заслуженный артист России,
президент Российского Клуба музыкантов -
народников,
артист Квартета "СКАЗ"
Дмитрий
Белинский
Газета «Крымская правда» 1983 г.
Согласно ЗАКОНУ РФ "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ"
Использование статьи в любом её виде (полностью или частично), возможно только при указании авторства.
Разновидности балалаек:
Балалайка - пикколо ( ансамблевый, оркестровый инструмент, ныне редко применяемый ),
Балалайка - прима ( самая популярная ),
Балалайка - секунда ( ансамблевый, оркестровый инструмент, часто используемый ),
Балалайка - альт ( по применению, тоже что и секунда ),
Балалайка - бас ( ансамблевый, оркестровый инструмент, часто используемый ),
Балалайка - контрабас ( самая большая, часто применяется в ансамблях, оркестрах )
Расположение нот на грифе (ладах) балалайки примы.
Расположение нот на балалайке (рисунок)
Расположение нот на грифе (ладах) домры примы.
Расположение нот на домре (рисунок)
©Dmitry Belinskiy